29 марта на расширенном заседании комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению выступала в рамках Дней Челябинской области делегация Южного Урала во главе с губернатором Алексеем Текслером. Судя по множеству вопросов, посыпавшихся на южноуральцев со стороны сенаторов, опыт региона в развитии муниципалитетов вызвал неподдельный интерес.
«Развитие муниципалитетов — вопрос комплексный. Это благоустройство территорий, развитие городских агломераций, модернизация коммунальной инфраструктуры. В Челябинской области есть практики и опыт по этим темам. Городские агломерации — вообще предмет особого внимания нашего комитета, существует рабочая группа по этой теме», — обозначил интересующие СФ вопросы председатель комитета Андрей Шевченко.
О Челябинской агломерации рассказал вице-губернатор Станислав Мошаров, сам в прошлом — глава областного центра. Он напомнил, что старт проекту развития агломерации был дан еще весной 2014 года, когда подписали соглашение об объединении семь муниципальных образований — Челябинск, Копейск, Коркинский, Еманжелинский, Красноармейский, Сосновский и Еткульский районы.
Мошаров объяснил, что агломерация создавалась для людей: чтобы жителям периферии стали доступны услуги, сконцентрированные в Челябинске, а центру — рекреационные возможности периферии.
«Надо понимать, какой эффект дает агломерация. Это рост экономики, оптимизация землепользования, экономия бюджетных средств, повышение связанности всех территорий, инвестиционная привлекательность. Инициатива по развитию агломерации принадлежала муниципалитетам. Область поначалу не вмешивалась в этот процесс. Сейчас реализуются 46 агломерационных проектов», — докладывал вице-губернатор.
Мошаров остановился и на проблемах: бюджеты разных муниципалитетов не сбалансированы, многие жители пригородных районов работают в Челябинске, а значит, и их налоги оседают в мегаполисе. А объединить бюджеты разных муниципальных образований прямо запрещает Бюджетный кодекс, как и финансировать объекты, находящиеся на балансе другого города или района. Существуют инструменты обхода этого запрета, но все-таки руководство Челябинской области предложило решать тормозящие развитие агломераций вопросы законодательно: сделать объединения муниципалитетов объектами самоуправления, предоставить им право составлять межмуниципальные акты, оптимизировать полномочия местного самоуправления. И хорошим толчком к появлению агломераций стало бы появление государственной программы поддержки их развития. Сейчас косвенно эту роль выполняют другие федеральные проекты, например — «Безопасные и качественные дороги», программа, которая и работает в первую очередь на укрепление связей между районами-соседями.
Алексей Текслер дополнил доклад заместителя, рассказав о реальных шагах по сращиванию городов и районов — работе по созданию единой городской инфраструктуры, особенно между Челябинском и Копейском, объединении общественного транспорта в одну сеть, единой строительной политике и объединении производственных процессов внутри агломерации.
Первый зампредседателя комитета Аркадий Чернецкий (бывший глава Екатеринбурга — прим. редакции) заметил, что в случае Челябинска не обязательно выходить с законодательной инициативой. Он предложил просто присоединить Копейск к Челябинску, сделав его восьмым районом. В результате все действующие сегодня ограничения будут сняты.
Алексей Текслер возразил члену СФ, указав, что Копейск — горняцкий город со своими традициями и такое присоединение для многих жителей будет болезненным. Слияние городов, по мнению южноуральского губернатора, возможно только по инициативе самих жителей.
Опытом создания комфортной городской среды на примере Сатки с комитетом российского сената делился и. о. главы Саткинского района Павел Баранов. Он рассказал о своей малой родине, представив ее сочетанием мощного промышленного узла и невероятной красоты природы. Целью местных властей, по словам Баранова, было сделать внутригородскую среду такой же красивой и привлекательной, как и леса и горы вокруг.
«Решение городских задач затягивалось из-за дефицита бюджета. Поэтому был разработан проект вовлечения в благоустройство города предпринимателей. На сегодня в фонд содействия развитию района ежегодно вносят свой вклад не менее 20 предпринимателей, в том числе главное градообразующее предприятие — комбинат «Магнезит», — сообщил Павел Баранов.
Напомним, благодаря такому содействию в Сатке создан комплексный артобъект из одной из главных улиц — Пролетарской, реконструированы фасады частных домов на улицах Коммунистической и Карла Маркса, запущены социальные и культурные проекты — «Вещеворот», социальная столовая для нуждающихся и разнообразные фестивали. В итоге, по словам Баранова, за последние пять лет более чем вдвое вырос поток туристов в Сатку, а сами горожане активно занялись саморазвитием.
«Приезжайте в Сатку! Это уникальный город, которым занимаются по-настоящему увлеченные люди!» — подтвердил доклад саткинца Алексей Текслер.
Один из сенаторов попросил поделиться опытом: какие меры стимулирования нужны, чтобы привлечь градообразующие предприятия к участию в жизни муниципалитета? В России — 321 моногород, многие по размеру сопоставимы с Саткой, но далеко не все могут похвастаться такой вовлеченностью бизнеса.
«У нас 16 моногородв, они все разные. Есть успешные примеры — Сатка, Магнитогорск. Но там руководители и собственники предприятий живут в этих городах. Но есть и другие. В Верхнем Уфалее пять лет назад закрылось единственное градообразующее предприятие, очень помогает решить проблему то, что там создан ТОСЭР. Есть Бакал, где градообразующее предприятие только начинает модернизацию, потом будет и социальное партнерство. Это просто точечная работа, никаких секретов тут нет. В основе — общая вовлеченность региона и предприятия», — ответил губернатор.
Третьим вопросом, по которому делегация Челябинской области выдержала «экзамен» в комитете СФ по местному самоуправлению, стала модернизация коммунальной инфраструктуры. В качестве вступления Андрей Шевченко рассказал, что финансовая поддержка этой проблемы в России идет в основном через фонд развития ЖКХ. Поддержано уже 104 проекта на общую сумму в 30 миллиардов рублей. Но все-таки и этих средств не хватает: в среднем по России степень износа коммуникаций достигает 70 процентов, а это тормозит и другие отрасли, например, жилищное строительство.
«Минстрой РФ разработал еще один механизм — поддержку тех муниципалитетов, где больше 60 процентов износа сетей. Ее еще предстоит утвердить. Но принять участие в этом проекте смогут не все, например, здесь не финансируется разработка проектно-сметной документации», — поделился председатель комитета.
От Южного Урала взял слово министр строительства Юлий Элбакидзе. Он сделал краткий обзор коммунального комплекса области — 835 котельных, 1187 источников водоснабжения, более 15 тысяч километров газопроводов, 93 миллиона квадратных метров жилого фонда и 36 тысяч человек, занятых в сфере ЖКХ.
«Идет ежегодная модернизация систем теплоснабжения. За 10 лет заменено 199 неэффективных котельных, на это ушло больше 5 миллиардов. С 2020 года до 1 миллиарда в год увеличено областное финансирование этой программы. Заключено 128 концессионных соглашений в разных сферах ЖКХ, это позволило привлечь еще 4 миллиарда рублей. Но и этого недостаточно, чтобы привести коммунальную инфраструктуру в необходимое состояние: по оценке надо 136 миллиардов. Федеральный бюджет выделяет средства на самые необходимые проекты, это позволяет нам снизить аварийность», — доложил Юлий Соломонович.
По словам министра, первоочередные мероприятия на сегодня — модернизация теплоснабжения в поселке Энергетиков (Троицк), Юрюзани и Аше, а также реконструкция очистных сооружений в миллионном Челябинске. На все вместе необходимо больше девяти миллиардов рублей.
«Деньги найти трудно. Вы должны предложить федеральному правительству комплексную схему по совместному финансированию очистных сооружений, с тарифами, надбавками, инвестиционной составляющей», — посоветовал делегации Аркадий Чернецкий.
Однако в итоге, задав еще несколько вопросов, сенаторы поддержали все предложения южноуральцев, в том числе по законопроектам и финансированию. Окончательное решение Совет Федерации примет 14 апреля, на пленарном заседании.
Добавить комментарий