Отец ушел на фронт , когда малышке было два месяца. И только мамины натруженные руки помнит Зина с детства. Мама так и осталась на всю жизнь вдовой солдата. Верность-главная черта многих фронтовичек, которые руководствовались такой простой истиной : « себе –то я найду мужа, а вот доченьке папку, вряд ли». Так и жили: мама с дочкой, а после дочка с мамой. « Я, когда вышла замуж за своего Толика,- вспоминает Зинаида Спиридоновна,- друг за другом двое пацанов народились, работу не хотелось бросать. Вот мамочка к нам и переехала. Сегодня я уж давно сама бабушка. Два внука и внучка, все взрослые, живут в разных- городах. Но навещают меня часто, не обижусь. А я не хочу никуда из своего Синего бора уезжать, прикипела, каждый кустик, каждый дом, каждая скамеечка вытягивает воспоминания. Года бегут, а память не угасает.»
И то верно, такую активную, кипучую жизнь, которой прожила Зинаида Спиридоновна, трудно забыть. Всегда в кругу таких же неравнодушных людей, своих коллег, друзей. В колхозе «Рассвет» она была главным экономистом, председателем колхоза был Очеретный Григорий Васильевич. Про него ходили слухи. Что очень суровый мужик был, но Зинаида Спиридоновна опровергает это сходу : «Да, если бы он был таким , как говорили, разве стали бы у него люди по 20 лет работать! Колхоз при нем крепко стоял на ногах. Прожил Григорий Васильевич более 90 лет и все расстраивался, глядя на изменения в экономике страны и родного колхоза. Я его понимаю. Хорошо мы жили. Потому и общественная работа не в тягость была, я и депутатом райсовета была, и заместителем председателя профкома, ревизионную комиссию возглавляла, народным контролером значилась, да я секретарем парткома до последних дней КПСС была, а председателем первичной организации «Дети погибших защитников Отечества» с первого и до сего дня являюсь. Жаль, мало нас осталось: было 30, а теперь только 7 человек. Поддерживаем друг друга. Я открытки ношу в дни рождений, летом-цветы. Хилые становимся , болеем часто. Мне сын говорит : «Мама, ноги-то поднимай повыше», а я и не замечаю ноги свои. Душа все равно молодая. Хочется встреч, хочется поговорить с ровесниками, да и молодых послушать. Жаль, нас эта холера-пандемия совсем разъединила. Сидим по домам. В «Восход» бы съездить, как бывало…»
Законное желание, естественное, все реже встречи даже с близкими друзьями. Вот Зинаида Спиридоновна очень тепло отозвалась о Кочневых Нине Севостьяновне и Александре Федоровиче, друзья давние, воспоминания о таких людях душу греют. Смотрю на свою собеседницу, слушаю ее молодой голос, понимаю, что время не властно над такими людьми, как Зинаида Спиридоновна.
Добавить комментарий