– Борис Александрович, было ожидание, что Послание Президента России будет посвящено внутренним вопросам, но для многих экспертов стало шоком, что был очень сильный крен в социальную сторону, с конкретными действиями и предложениями. Как Вы это оцениваете? Как это будет реализовываться в Челябинской области? Ваше мнение по тем инициативам, которые прозвучали от Президента.
Борис Дубровский: Во-первых, я не очень понимаю, почему это стало шоком для них, мне кажется, что Владимир Владимирович за время работы руководителем страны показал, что всегда занимает проактивную позицию, всегда лидирует во всех инициативах. Мне кажется, что это было четкое развитие «майских» указов. Он показал, что нужно двигаться, как можно быстрее, что мы все должны искать совершенно новые решения. Он нашел и предложил нам. И еще один важный момент. Владимир Владимирович понимает наши возможности, возможности бюджета. Он говорит о том, что точно можно сделать. Это главное, что я вынес для себя и что будет мотивировать в работе. Мы тоже понимаем, какие у нас возможности, что мы можем сделать для граждан Челябинской области в социальном плане. И, руководствуясь таким посылом, будем развивать инициативы на своей территории.
– При этом акцент был сделан на семьях и социально незащищенных слоях населения…
Борис Дубровский: Это главная задача государства. Мы же не просто декларируем, что Россия – это социальное государство, а показали на практике, что так оно и есть.
– Одна из радостных новостей, которую мы услышали во время Послания, – это то поручение, которое президент дал Государственной Думе по принятию в весеннюю сессию закона о квотировании выбросов. Это закон, который мы лоббировали с 2016 года. Каково Ваше мнение об этом? Есть ли ощущение удовлетворенности от проделанной работы?
Борис Дубровский: Есть ощущение, что вот сейчас и начинается настоящая работа. Мы действительно брали на себя смелость, говоря о том, что мы готовы быть пилотным регионом. Практика применения этого закона только будет формироваться, после того как он будет принят. Мы проделали большую работу: согласовали с промышленниками, взаимодействовали с надзорными органами, которые будут участвовать в этих процессах. Поднимаем техническую оснащенность. Тот факт, что Президент РФ поручил принять этот закон в майскую сессию, во-первых, вселяет в нас оптимизм, а во-вторых, четко определяет нашу задачу: до принятия закона сформировать применительную практику у себя на территории, чтобы лидировать и действительно подтвердить, что этот закон будет работать на улучшение качества окружающей среды в наших городах – в Челябинске, в Магнитогорске, в Златоусте. Этот тот инструмент, который мы нашли для себя в 2016 году, готовясь к заседанию Госсовета по экологии.
– Челябинская область готова выступить пилотной территорией по применению данного закона?
Борис Дубровский: Да, мы готовы. Этим законом и определено, что Челябинская область будет тем самым регионом. Но в данный момент у меня складывается ощущение, исходя из Послания, что этот закон будет распространяться на все территории, которые перечислены в 204-м Указе Президента РФ. Я думаю, что все те 12 городов, которые в Указе поименованы, будут применять этот закон на практике. Так что посмотрим, какая редакция закона будет принята.
– Перейдем к теме реформы обращения с ТКО, которая также прозвучала во время Послания. Как Вы прокомментируете те шаги и действия, которые предпринимало правительство Челябинской области, местные власти последние полгода в этом направлении?
Борис Дубровский: Мы услышали эмоции президента по поводу того, что существует много фирм, паразитируюищх на этом процессе, и мы это понимаем. И эта противоправная практика приводила к тому, что у нас скапливались горы мусора в неотведенных местах. Таким образом работал этот бизнес, если это можно назвать бизнесом. Мы столкнулись с этим в Челябинске, когда закрывали свалку. Не могу сказать, что было неожиданно, но нам было довольно непросто. На текущий момент работа в Челябинском кластере организована, но она еще несовершенна. И президент, и премьер-министр уже неоднократно говорили по этому поводу, что граждане должны увидеть не только цифру в коммунальных платежах, но и качественные изменения в лучшую сторону. А первое, что видят люди, – это то, что у них появились новые контейнеры, появился порядок на местах, где эти контейнеры установлены, появилась новая техника, появилось четкое понимание, что ситуация меняется в лучшую сторону. И это та задача, которую мы должны продолжать выполнять, – жесткий контроль за всеми региональными операторами, за качеством их работы и наведение порядка, ликвидация всех несанкционированных свалок. Пользуясь случаем, хочу сказать, что президент поддержал инициативу о выборе единственного исполнителя для рекультивации Челябинской муниципальной свалки. Соответствующее поручение правительству уже есть – в течение месяца выбрать исполнителя данной инициативы и приступить к рекультивации свалки в Челябинске. Эти 18 миллионов тонн накопленных отходов дают очень серьезные выбросы, мы должны рекультивировать свалку в кратчайшие сроки. К саммитам ШОС и БРИКС свалка должна перестать быть источником выбросов в атмосферный воздух. На выполнение этой задачи есть федеральные и региональные средства. Это самый большой комплекс работ. Мы часто говорим про Челябинскую свалку и считаем, что на этом всё, но это далеко не так. Несанкционированные свалки есть везде. Все они должны быть ликвидированы в ближайшее время. Это тоже задача регоператора, и он будет выполнять ее под нашим надзором и контролем общественности, который будет организован по данному вопросу.
– Челябинская область прозвучала среди территорий, в которых продвигается тема особо охраняемых природных территорий. В частности, речь шла о национальном парке «Зигальга», который появится в ближайшее время. Расскажите о Вашем отношении к этому проекту.
Борис Дубровский: Самое положительное. У нас там есть чем заниматься. Необходимо убедить людей. Есть некоторое напряжение, непонимание, как это скажется на качестве жизни людей, есть ощущения, что будут какие-то ущемления. Сейчас мы урегулируем этот вопрос, поймем, что это даст только плюсы в развитии территории. И очень хорошо. Может быть, даже символично, что Челябинская область начала звучать как территория, где есть уникальные природные парки и явления. На нашей территории представлено все: и горы, и степь, и тайга. Все это, по сути, является нашим достоянием, что позволяет людям качественно отдыхать и гордиться Челябинской областью, ведь нам действительно есть чем гордиться как с точки зрения нашей промышленности, так и с точки зрения нашей природы. Очень приятно, что все это увидели. И меня даже приятно поразило, что люди подходили и говорили: «Слушай, Челябинская область всегда звучала как мощный промышленный регион. Это так, мы это всегда понимали, но не думали, что у вас есть такие прекрасные природные виды и явления». Я всех приглашал убедиться, что это не фотомонтаж, что это все на самом деле.
– И еще одна тема, может быть, в какой-то степени неожиданная, но я уверен, что Вам, как промышленнику, она понятна. Президент впервые заговорил с высокой трибуны о технологиях «бережливого производства» в медицине. Ваше отношение к этому, можно ли достичь эффекта? Какие у Вас планы в связи с этим?
Борис Дубровский: Конечно, «бережливая поликлиника» – это другое качество услуги. В разы сократится время ожидания пациентов в регистратуре и у кабинета врача. Вводится раздельное посещение для больных и для здоровых. Мы изучаем этот опыт. В ближайшее время мы увидим, как это работает на практике. Я человек дисциплинированный. президент сказал – будем внедрять, это не обсуждается. В принципе мы видим, что эта практика качественно меняет ситуацию в поликлинике. Будем это делать, будем это развивать, вкладывать деньги.
– И еще две вещи, которые напрямую затрагивают Челябинскую область, – это решение развивать медицину для больных онкологией и медицинскую реабилитацию.
Борис Дубровский: Говоря о медицинской реабилитации, можно вернуться к разговору о наших природных возможностях. В регионе действительно много санаториев, где пациенты могут долечиваться. У нас эта практика есть, она положительная. Она была в Советском Союзе, и, как часто бывает, все новое – это хорошо забытое старое. Я считаю, что у нас в этом направлении может быть большой успех. Я напоминаю, что в Челябинской области в свое время космонавтов восстанавливали. Неслучайно здесь был такой центр восстановления после длительных космических полетов, потому что есть условия. Вторая история – борьба с онкологией. Мы в этом направлении тоже лидируем. И у нас есть новое решение – собираемся строить новый комплекс ядерной медицины, сейчас ведем проектирование. Начали чуть раньше, чем это было озвучено как ключевая задача национального проекта «Здравоохранение». Поэтому у нас есть заделы, чтобы сохранять свое лидерство. Специалисты воодушевлены тем, что мы на верном пути и будет поддержка федерального центра. Это точно следует из Послания.
– У меня сложилось впечатление, что впервые большой блок вопросов был уделен жизни на селе. И первый вопрос связан с развитием проектов по производству экологически чистой продукции, то, над чем мы работали последние четыре года, наращивали объемы производства. Как Вы оцениваете задачу, поставленную Президентом России по формированию такого бренда, видите ли Вы дополнительные рынки сбыта, которые получат наши сельхозпроизводители в связи с вниманием первого лица государства?
Борис Дубровский: Во-первых, было сказано, что поддержка сельских территорий будет усилена. Это программа, по которой мы всегда взаимодействуем с федеральным центром, сейчас будет только усиливаться, это очень хорошо. И дороги, и клубы, и газификация, и жилье для молодых семей – то, что называется комплексным развитием сельских территорий. Что касается агропромышленных комплексов, производства продуктов питания, так получилось, что у нас очень малое применение удобрений, то есть, по сути, «химию» мы практически не применяем. Мы как никто готовы представить бренд чистых природных продуктов. И я думаю, что мы совершенно не случайно получили право поставлять наше зерно в Китайскую Народную Республику. Потому что они изучили наше производство, поняли, что оно экологически чистое, а там очень щепетильно относятся к этим вопросам. Вот сейчас, совсем недавно, наши производители получили право поставлять мясо птицы на этот рынок, это тоже пример, когда бренд начинает работать. Для нас рынок Китая – это то место, где мы обязательно должны присутствовать. Ведь в дальнейшем он позволит нам развивать все наше производство, все наши вертикально интегрированные холдинги и малые формы хозяйствования вовлекать в эту работу, потому что по-хорошему надо признать, что рынок сбыта на сегодня является сдерживающим фактором. Мы уже накормили себя, накормили близлежащие территории, у нас все в разы больше собственных потребностей, и очевидно, нужно искать новые рынки сбыта, чтобы продолжать наращивать производство, увеличивать производительность труда, принимать меры для роста благосостояния на селе. Поэтому рынки сбыта и подобные бренды дадут нам новый импульс в этом вопросе.
– Одна из социально значимых инициатив по селу, которая прозвучала в послании президента, – это снятие возрастных ограничений по программе «Земский доктор». И было заявлено, что вводится аналогичная программа в образовательной сфере – «Земский учитель». Ваше отношение к данной инициативе, и как она, на Ваш взгляд, может решить проблемы.
Борис Дубровский: К счастью, у нас с педагогами не такое напряженное состояние, как с медицинскими работниками, но сама инициатива понятна, то, как она может работать. Она будет реализовываться так же, как и инициатива с кадрами для медицины. Мы будем ее поддерживать, там, где точечно нам будет необходимо воспользоваться этой возможностью. Ну и, конечно, важно, что прозвучала инициатива снижения возрастного ценза в связи с тем, что продолжительность жизни растет. И если человек здоров, если человек чувствует в себе силы, зачем нам его искусственно ограничивать возрастом? Ведь во многом человек будет сам понимать, что у него со здоровьем, насколько он готов работать, быть полезным обществу, готов ли переезжать, быть мобильным. Поэтому эти две инициативы – «Земский учитель» и снятие возрастного ценза, – мне кажется, очень своевременны, и мы этим воспользуемся.
– Еще один вопрос, где мы точно находимся в тренде: у Президента в Послании прозвучало про перевод транспорта на экологически чистое газомоторное топливо. И у Челябинска есть большие планы…
Борис Дубровский: Да, это очень большой проект, и, чем глубже мы в него погружаемся, больше понимаем, насколько он сложный, но тем он интереснее и важнее. Мы в 2018 году подписали с компанией «НОВАТЭК» совместную программу о переводе транспорта Челябинска и Челябинской области на газомоторное топливо, сжиженный газ. «НОВАТЭК» занимается производством газа (строится так называемый малый завод СПГ в районе Магнитогорска) и созданием сети заправочных станций. Наша ответственность – чтобы появился сбыт сжиженного природного газа, мы переводим на него общественный транспорт. Сейчас активно присматриваемся и к коммунальному транспорту – в перспективе и его полностью нужно переводить на СПГ. Там, где мы можем реально влиять на эту ситуацию… А дальше нужна мотивация, мы уже, собственно, ее сейчас применили: снижение транспортного налога для тех, у кого техника будет не бензиновая и дизельная, а работающая на любом газомоторном топливе. Это то решение, которое позволит снизить выбросы в атмосферу. Возвращаясь к одному из ваших вопросов – это как раз наша часть, что мы должны вложить, инвестировать в улучшение качества атмосферного воздуха, то, что реально будет работать. Когда мы считаем эти квоты по выбросам вредных веществ, мы понимаем, что в этой квоте в том числе и выбросы транспорта – их надо снижать. Это все связанные, очевидные вещи. И к саммитам ШОС и БРИКС мы должны перевести общественный транспорт – автобусы – на газ. Это будет новая техника – 300 автобусов большой и средней вместимости, которые будут работать на газомоторном топливе. Двигаемся к этому энергично, чувствуем динамику, сейчас время – один из ключевых ресурсов, который нельзя расходовать зря. Мы будем получать образцы этой техники, эксплуатировать ее, чтобы понимать особенности, себестоимость эксплуатации, качество работы, и делать выводы, у кого эту технику закупать. Вероятнее всего, это будет инвестор, который вместе с нами будет эту работу организовывать.
– И заключительный вопрос об экологии. Прозвучала тема перехода предприятий на наилучшие доступные технологии. Ваше мнение – готов ли крупный челябинский бизнес к внедрению наилучших доступных технологий? Мы были на Челябинском цинковом заводе, и сложилось впечатление, что там готовы к выполнению подобных задач. А как в целом складывается ситуация?
Борис Дубровский: Тут, на мой взгляд, никаких противоречий или насилия над промышленностью нет. Текущая реконструкция, которую все предприятия ведут, обновление связаны с тем, что все они реально выбирают наилучшие доступные – ключевое слово «доступные» – технологии. Вот есть текущие, последние разработки, их надо применять. Это реально самые эффективные, технологические решения в разных отраслях промышленности. Поэтому я считаю, что это процесс естественный, всегда человечество его проходило, и сегодня мы в нем находимся. И сегодня просто больше о нем говорим применительно к экологическим вопросам, потому что понимаем, что эти технологии дают и минимальную нагрузку на окружающую среду. Вот совсем простой пример для нашей металлургической области: раньше были мартены, потом появились конвертеры. На тот момент конвертеры были наилучшей доступной технологией, которая заменила мартены и уменьшила нагрузку на окружающую среду, и дала другую экономику этих процессов... Это происходило не так давно, и шаг за шагом мы к этому движемся, вся промышленность этим занимается активно. Вот сейчас большая стройка идет – запуск новой аглофабрики в Магнитогорске. Это наилучшая доступная технология, она даст другую экономику, и реально снизит выбросы в окружающую среду двуокиси серы, что улучшит качество атмосферного воздуха.
Вот вы хорошо сказали, что мы увидели на Цинковом заводе – у них действительно наилучшие доступные технологии. Эти же практики применяют на Челябинском электрометаллургическом заводе, эти же задачи будет решать «Мечел». Эти же подходы лежат в развитии Русской медной компании. Эти процессы взаимосвязаны, они дают экономический эффект и практику устойчивого развития – без ощущения, без понимания этого невозможна стратегия развития предприятия.
Добавить комментарий