Боевой путь ветерана прошел черед Сталинград и закончился на подступах к Японии. А ноябрь, отмечает юбиляр, стал для него особенно символичным.
Анатолий Николаевич встречает меня, чуть ли не у порога — в его манере держать себя и сегодня чувствуется особая несгибаемая воля к жизни. Это же эхом слышится и в каждом его слове, хоть и вспоминает ветеран о своей непростой судьбе не без боли в сердце.
«Родился я в 1922 году в Агаповском районе Челябинской области. Родители у нас были трудолюбивые, помимо меня в семье было еще три младшие сестры», — начинает свой рассказ ветеран.
Переломным для всей его сравнительно небольшой семьи стал 1930-й год — их всех подвергли политической репрессии по социально-классовому признаку и выслали в Свердловскую область.
«В 39-том отца забрали по линии НКВД — с тех пор мы его и не видели. Только потом, годы спустя, узнали о его нелегкой судьбе и смерти в далеком чужом краю», — со слезами на глазах рассказывает ветеран.
И добавляет: нелегко пришлось тогда всей их семье — Анатолий в 16 лет уже состоял на учете как ссыльный. Сын «врага народа»... Страшное и безжалостное клеймо. Из-за него он долгое время не мог даже получить профессию — везде отказывали в приеме. Только спустя годы Анатолию Николаевичу удалось немного восстановить справедливость — он и его семья были полностью реабилитированы.
В нашем разговоре с ветераном мы вспоминаем и особые страницы его биографии, наполненные невероятной храбростью и героизмом. Анатолий Завьялов и сегодня в мельчайших подробностях помнит дороги войны и боевые задания, которые ему пришлось выполнить. Помнит он и одну из самых главных битв в истории Великой Отечественной войны, в которой ему пришлось принять участие, — оборону Сталинграда.
«Мы тогда не думали о смерти, мы защищали свою Родину. Так было нужно. И мосты строили, и переправу наводили, и разминировали — все делали быстро. Конечно, было очень тяжело. Вот помню, выполняли мы очередное задание, и попали под танковый обстрел противника — тогда из 28 человек в живых осталось только семеро, в том числе и я», — вспоминает о своем чудесном спасении Анатолий Завьялов.
Кстати, рассказал ветеран и про то, почему ноябрь стал для него символичным — именно в этот месяц его в 1941-м году призвали в армию. А в ноябре 1946-го он был демобилизован. Боевой путь ветерана пролег до Прибалтики, о Победе он узнал в Латвии.
«Стрельба пошла такая. Мы подумали: что это? А оказывается, это войне конец. Как мы тогда радовались — не передать словами», — улыбается Анатолий Завьялов.
Сегодня в числе наиболее значимых для него наград — Орден Красной Звезды, «Отечественной войны II степени», медаль «За отвагу» и дорогая его сердцу — «За оборону Сталинграда». Интересно, что в приказе о награждении нашего земляка медалью «За отвагу» есть слова, наилучшим образом его характеризующие: «...не смотря на тяжелые условия, в грязи и воде, под частым артналетом врага он работал, не щадя своих сил, воодушевляя личным примером бойцов своего отделения». Сегодня нам, живущим под мирным небом, трудно даже представить как им, едва переступившим свое 18-летие, удавалось сохранять особую силу духа. И не только сохранить, но и во многом стать примером мужества и отваги. Возможно, в этом и есть секрет оптимизма Анатолия Николаевича, его уникального характера, по-уральски закаленного, словно сталь, в непростых жизненных условиях, несломленного не смотря ни на что. Низкий поклон вам, дорогой наш юбиляр!
У Анатолия Николаевича Завьялова две дочери, четверо внуков и шестеро правнуков, самому младшему из которых 2,5 года.
После окончания Великой Отечественной войны Анатолий Николаевич Завьялов переехал в Увельский район Челябинской области, где 35 лет трудился в ЧРУ машинистом экскаватора.
Добавить комментарий